Учреждение самостоятельной Симбирской епархии состоялось по определению Святейшего Синода 10 февраля 1832 года, в состав которой вошла вся тогдашняя Симбирская губерния, включавшая в себя десять уездов: восемь, составляющих Симбирскую губернию, кроме того Самарский и Ставропольский уезды, которые с 1851 года отошли к вновь образованной тогда Самарской губернии, где была учреждена самостоятельная епархия.*
До 1917 года в Симбирской епархии существовала Духовная консистория, которой принадлежала высшая духовная власть в Симбирской губернии с центром в городе Симбирск. Духовное управление епархией консистория осуществляла через благочиния.
Поместный Собор Русской Православной церкви, состоявшийся в 1917-1918 годах, совпал с установлением нового государственного строя. На заседании Собора, проходившего с 20 января по 7 апреля 1918 года, было установлено устройство епархиального управления. По определению о епархиальном управлении – епархиальный архиерей был настоятелем местной церкви, т.е. управляющим епархией. Ему принадлежало всё духовное руководство и дисциплинарная власть над духовенством епархии. Органом, при содействии которого архиерей управлял епархией, являлось Епархиальное собрание, которое в свою очередь образовывало свои постоянные исполнительные органы: Епархиальный совет и Епархиальный суд.
Согласно основным принципам определений Собора – Епархиальный совет образовывался по благоговению правящего архиерея и состоял не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначалась архиереем, а остальные избирались епархиальным собранием на один год.**
Епархиальный совет в соответствии с указаниями Епархиального архиерея:
- выполнял все решения Епархиального собрания;
- решал вопросы церковной дисциплины и богослужебной практики;
- решал вопросы материального обеспечения епархии;
- рассматривал вопросы по ремонту и строительству храмов;
- другие вопросы по указанию епархиального архиерея.
Несмотря на декрет СНК от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», советское правительство нанесло удар по Русской православной Церкви и поставило её под свой контроль.
На основании Постановления Патриарха Тихона и Синода от 5 мая 1922 года, епархиальным архиереям было дано право решать на местах все церковные дела в случае невозможности епархиями поддерживать связь с каноническим центром из-за прекращения деятельности Высшего церковного управления.* Ранее, в августе 1918 года Собором было принято определение, в котором церковным приходом предлагалось не самораспускаться и отказаться от клира, а продолжать церковную жизнь в любых иных возможных формах, включая домашнее богослужение.**
9 мая 1924 года Симбирская епархия была переименована в Ульяновскую, а совет - в Ульяновский епархиальный совет.
В 30-е годы XX века Ульяновская епархия была ликвидирована, распалась её структура.
В период перестройки, в 1989 году по Указу Патриарха Московского и Всея Руси Пимена и Священного Синода, Ульяновская епархия вновь возрождена.
Документы Симбирского – Ульяновского епархиального совета за 1917-1930 годы поступили на хранение в госархив в 1946 году.
В основном это Указы Святейшего Синода, метрические книги, брачные обыски, клировые ведомости церквей, рапорты благочинных, дела о строительстве храмов, прошения лиц духовного звания о перемещениях по службе, личные дела лиц духовного звания и другие.