Наши контакты

432017, г. Ульяновск,

ул.12 Сентября, д.7а

Приемная:

Тел.:+7(8422)73-56-03 

Факс:+7(8422)73-56-03

Прием граждан:

Тел.: +7(8422)73-57-85

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Подписка на новости

24 мая – День славянской письменности и культуры

24 мая – День славянской письменности и культуры Государственный архив Ульяновской области один из богатейших по своему составу провинциальных архивов России и является хранителем не только исторического и культурного наследия Симбирского-Ульяновского края, но и памятников печати, языка и литературы.

Гордостью архива является коллекция изданий Кирилловской печати.

Коллекция изданий кирилловской печати состоит из 107 книг XVI-XX вв., попавших в Государственный архив Ульяновской области в разное время и принадлежавших ранее церквям, монастырям и соборам г. Симбирска и губернии. Это книги Симбирского городского Свято-Троицкого кафедрального собора, Богоявленской, Петропавловской, Тихвинской, Успенской единоверческой церквей и церквей Симбирского, Ардатовского и других уездов.

Книги Кирилловской печати представлены изданиями Московского Печатного двора, Синодальной типографии и типографии Единоверцев, Санкт-Петербургской Синодальной типографии, типографий Киево-Печерской лавры, Почаевского и Супрасльского монастырей, ЕКВ Варшавской типографии, типографии Мамоничей в Вильно. Издание Апостола последний (после 1595 г.) представляет особый интерес.

 Интересны московские издания XVII-XVIII вв. По значению близки им более поздние издания типографии Единоверцев, основанной в Москве в 1820 г. с целью воссоединения и соглашения умеренных кругов старообрядцев-раскольников с официальной православной церковью и сохранения обычаев и обрядов первых.

Типография занималась перепечаткой московских изданий «первых пяти патриархов» для богослужения в единоверческих церквях (к концу XIX века их насчитывалось более 250) и распространения их среди сотен тысяч единоверцев. Перепечатывались «дониконовские» издания «Апостола», «Евангелия», «Миней», «Октоихов», «Пролога», «Псалтири», «Триодей» и др. Так называемая «новопечатная» книга полностью соответствовала тексту и оформлению оригинала. Как правило, это книги высокого полиграфического качества, в хорошо сохранившихся переплетах (доски в тисненой коже). Часть книг этой типографии принадлежала, вероятно, Симбирской Успенской единоверческой церкви и попала туда из коллекции собирателя и ценителя русских древностей А.И. Хлудова.

Почаевские, Супрасльские и Варшавские издания также повторяли старопечатные «дониконовские» издания и выпускались с целью сохранения православной веры и противостояния ее католицизму и униатству на западных территориях России.

Коллекция книг Кирилловской печати делится на 2 группы:

1.      Литургические книги для отправления церковных обрядов: «Устав церковный», «Евангелие», «Апостол», «Псалтирь», «Октоих», «Минеи» общие, служебные и праздничные, «Триоди» постные и цветные, «Ирмологии», «Часовник», «Требник», «Шестоднев», «Служебник».

2.      Религиозные книги, предназначенные для чтения и изучения вне церкви: «Библия», «Кормчая», «Пролог», «Евангелие Феофилакта Болгарского», «Маргарит» Иоанна Златоуста» сочинения церковных греческих, византийских, римских, славянских авторов. В сравнительно небольшой коллекции представлены сочинения Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Феофилакта Болгарского, Лаврентия Зизания, Васили Селеви Исаврейского, Симеона Фессалоникийского, кардинала Беллярмина, Дмитрия Ростовского, Саввы Сторожевского, Георгия Кедрина, Платона (Левшина).

Для всех изданий характерны большой формат, крупный шрифт, двуцветная печать, наличие заставок, инициалов, рамок, концовок, вязи, высокое качество переплетов. Некоторые издания снабжены великолепными гравюрами на меди.

Некоторые книги имеют владельческие и другие записи, позволяющие выявить круг их обращения и места хранения.

К книгам кирилловской печати по содержанию примыкают четыре рукописные книги: два "Ирмология" крюковых, "Октоих" крюковой и часть сочинения неизвестного автора с толкованием библейских текстов. Ирмологии очень красивы по оформлению: многокрасочные заставки и инициалы растительного орнамента, красивые переплеты (доски в тисненой золотом коже).

Самая ранняя печатная книга, хранящаяся в архиве - «Апостол», напечатанная не ранее 1595 года в типографии Мамоничей в Вильно (ныне Вильнюс). Переплет книги изготовлен из досок, обтянутых кожей. Имеются дарственные и владельческие записи: «Тебе возлагаю, Матерь Божья Апостал Васильевы Корнилова сына Гу[бн]ова», «Апостал Васильев», «Боже отринул [ны]ни еси земяю и смутил [еси ю]». Ульяновский экземпляр виленского «Апостола» внесен в международный сводный каталог «Старопечатные издания кирилловского шрифта второй половины XVI века».

Другой «Апостол» издан в Московском Печатном дворе в 1699 году. Переплет изготовлен из досок, обтянутых кожей. Книга отличается высоким полиграфическим качеством, страницы в рамках из наборных украшений. Имеются четыре гравюры на меди апостолов Луки, Иакова, Петра, Павла и одна гравюра – эмблема «Яко цвет…».

«Апостол» имеет дарственную и владельческую записи: «Сию книгу Апостол по обещанию положил в церковь божию к Сергию Чудотворцу по милости своей <…> Микита Ефремов сын Плеханов. А за сию книгу дела нет ни кому, ни дьякам и всем церковникам дела нет. Буди оная в церкви божией <…>» и «<…>  Апостол Симбирской губернии и округа села Ясашной Ташлы Сергиевской церкви. А подписал благочинный Симбирской [епархии] протоиерей Василий Утехин. Октября 11-го дня 1810 года».

Представляет интерес «Чиновник Архиерейского служения» 1760 г. – печатная религиозная книга, предназначенная для чтения и изучения вне церкви. Книга напечатана в Московской синодальной типографии в 1760 году и в настоящее время является редким экземпляром.

Книга большого формата, имеет крупный шрифт и двухцветную печать. Переплет изготовлен из досок, обтянутых бархатом. Книга снабжена прекрасными гравюрами на меди Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, Василия Великого с подписями гравера Василия Иконникова и рисовальщика Семена Второва 1758 и 1760 годов. «Чиновник» имеет записи, позволяющие определить, кому книга принадлежала: «Симбирской Тихвинской церкви 1880 года октября 10 дня подарена епископом Евгением Симбирским и Сызранским», а на обороте другая запись: «Петр Тарасов».

 Каждое издание книг Кирилловской печати XV-XX веков и более поздние, с точностью воспроизводящие их, являются памятниками печати, языка и литературы и должны быть тщательно учтены, сохранены и изучены. 

Для справки: от книг XVI века осталось чуть более 300 экз., от XVII века - около 20 тыс. экз., от XVIII - то же.

 24 мая – День славянской письменности и культуры24 мая – День славянской письменности и культуры

Поиск

Соцсети

  

 

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика